Жилая зона ПМС на станции Бутово,
1980-е годы

(Сразу к фотографиям)

Карта ПМС

Нажмите, чтобы увеличить (230 кБ)

Описание зоны и её история. Огромная зелёная поляна в лесу севернее станции «Бутово», по краю которой проходит нынешняя граница Москвы, имеет богатую железнодорожную историю. Начнём с того, что в течение почти полувека через неё проходила небезызвестная ветка в сторону совхоза «Коммунарка», которой посвящены отдельные материалы нашего сайта (ретро-альбом, поход). В ходе изучения истории этих мест выяснилось, что именно на поляне находился интереснейший с железнодорожной точки зрения объект, бывший местом паломничества любителей технической старины!

Ориентировочно в 1960-е годы сразу за поворотом Миргородской улицы была организована жилая зона ПМС (путевой машинной станции) станции «Столбовая» Курского направления. Для этого в спешном порядке на главном ходу ветки на Коммунарку была уложена стрелка, ведущая на стрелочную улицу, располагавшуюся восточнее главного пути (см. карту). Параллельно основной ветке пролегли три дополнительных пути, по некоторым данным, уложенных прямо на землю. Сюда было загнано несколько десятков грузовых и пассажирских вагонов устаревших и буквально раритетных конструкций, выпущенных с 1880 по 1939 г. в России и за границей. Эти вагоны, в основном двухосные, предполагалось использовать под жильё и бытовые помещения для сотрудников ПМС, для чего большинство их было специально переделано.

Старые вагоны были установлены и на второй путь разъезда, проходящий левее главного хода ветки. Очевидно, ранее разъезд был предусмотрен для проведения маневров на ветке, однако за ненадобностью его решили также передать ПМС. Будущее Коммунарской ветки на тот момент ещё не было предопределено, поэтому главный путь остался свободным. Сразу после завоза вагонов стрелка на главном ходу и все стрелки улицы были разобраны, так что пути ПМС оказались изолированными от железнодорожной сети. Видимо, сразу было задумано, что в этом месте они со временем закончат свой жизненный путь.

Городок ПМС просуществовал более 20 лет. В лучшие годы здесь буквально кипела жизнь: к старым вагонам пристраивались целые прихожие, благодаря чему они становились похожи на дачные домики, из печных труб шёл уютный дымок, а на натянутых между вагонами верёвках сушилось после стирки бельё. Между вагонами стояли деревянные столбы с висящими на них «шляпообразными» деревенскими фонарями, а также проходила линия телефонной связи (очень вероятно, что сюда можно было даже позвонить из внешнего мира – пусть строго по производственной необходимости, но это в те-то годы!). Один из больших четырёхосных вагонов дореволюционной постройки был переоборудован в вагон-столовую (очевидно, для холостых работников :).

Вспоминает Александр Петухов: «...большую часть жизни прожил в Ясенево. Начиная с первых дней его существования, с января 1977 года, и зимой и летом часто гулял в лесу, от кольцевой дороги до Коммунарки... Так что знаю эту ветку я достаточно давно. Но всегда было интересно, откуда она идёт.
   И вот в один прекрасный день, со своим другом мы сбежали с пары последних уроков и отправились на "разведку". Причем дело было зимой, месяца точно не помню, но если рассуждать логически, это зима 1986-1987 годов.
   Пошли мы туда пешком и, как добрались, рассказывать не буду, а вот на самой насыпи была расскатана неплохая лыжня, по которой мы и топали в сторону Бутово. Но это мы узнали потом...
 Перед тем, как дорога поворачивала к самой платформе, на этом пути стоял целый поезд из старых вагонов. Вагоны были двухосные. Я такие раньше только в фильмах про войну видел. Вагонов было много, наверное штук 20, или больше, точно не помню. Стояли они на вечной стоянке, и в них жили люди. К вагонам, напротив входа, были пристройки в виде крыльца. Из крыш торчали трубы от печек, и т.д. Вообщем целый такой городок на колесах. Я помню, что мы очень удивились, увидев такую картину, было такое впечатление, что мы попали в прошлое! Тут же бегали какието дети, и поймав одного пацана мы наконец выяснили, что это Бутово, совершенно не знакомый для нас в те времена район.
  Судя по современным фотографиям на вашем сайте я примерно определил то место. Это как раз там, где проходит старая пешеходная, асфальтированная дорожка. А пруд, я так понимаю, был пожарным, сделанный специально для этого городка. Правда что за люди там жили я не знаю, но может это когда-нибудь выяснится...
»

Вагоны, рядами стоящие на большой лесной поляне, оказались хорошо заметны с главного хода Курского направления, в частности, из окон проходящих мимо поездов. По-видимому, именно это обстоятельство и сыграло роковую роль в судьбе городка. Первые разговоры о том, что пора «перестать портить вид гостям столицы» появились в 1985 году, сразу после окончания проводившегося тогда в Москве политизированного «фестиваля молодёжи и студентов». Фактически, в тот момент была дана отмашка на уничтожение бутовского городка. Дополнительным стимулом этого стала начавшаяся в те же годы «перестройка», при которой особенно модно стало ломать всё и вся, ничего не создавая взамен.

Во второй половине 1980-х годов жилая зона начала приходить в упадок. Всё меньше вагонов оставалось занято жильцами, а остающиеся в основном были сосредоточены вокруг главного хода уже давно не действующей Коммунарской ветки. Вагоны, стоящие на дальних путях, потихоньку отключались от электричества и подвергались разгрому (для этого любители найдутся даже в самом глухом лесу). Пострадала и знаменитая вагон-столовая постройки 1900 г., которую видимо стало невыгодно содержать (а может быть, некому стало там работать). В 1986 году начался организованный процесс разборки на дрова и последующей порезки на металлолом ранее опустевших вагонов. Весь металл, включая высвобожденные из-под вагонов рельсы, тщательно собирался и вывозился на переработку. По воспоминаниям предоставившего фотографии для нашего альбома железного дорожника «...эти вагоны снимал мой знакомый (это фото его) в 1985-м году, я их ещё успел застать в 87-м, а в 88-м там уже ничего не было :(... ПМСы свои подобные жилые зоны практически везде ликвидировали к 1994-му году, и мало кто их фотографировал».

Летом 1988 года жилая зона ПМС на станции «Бутово» полностью и практически бесследно прекратила своё существование. О том, что здесь когда-то был целый городок со специфичной атмосферой, могут напомнить разве что единичные артефакты, старательно укрывающиеся от случайного взгляда. Можно с уверенностью предположить, что все раритетные вагоны, многие из которых существовали уже на тот момент в единичном экземпляре, были успешно уничтожены. Однако не все они нашли своё последнее пристанище на бутовской поляне. Например, двухосный вагон оригинальной конструкции был замечен намного позднее на территории самой ПМС станции «Столбовая», многими километрами южнее. Правда, он уже лишился собственной ходовой части и использовался как бытовка, установленная на стандартной железнодорожной платформе. Чудесное спасение из «долины смерти» можно объяснить только тем, что по-видимому, этот вагон находился на путях разъезда, так и не отрезанных от Коммунарской ветки. Правда, после ликвидации городка этот разъезд тоже был демонтирован.

В годы существования городка ПМС на станции «Бутово» это место приобрело среди любителей железных дорог славу музея под открытым небом. Здесь было можно встретить вагоны со всей страны, с оригинальными сцепками и колёсными парами, с ещё читаемыми данными о приписке и датах ремонта. Быть может, существовала возможность и заглянуть внутрь некоторых вагонов, не успевших подвергнуться переделке под жильё! Кое-кто из приходивших сюда брал с собой фотоаппараты, заряженные дефицитной и дорогой по тем временам плёнкой, точно зная, что расходуют её на дело! Благодаря их стараниям сегодня мы можем предложить вам фотоальбом-реквием этого уютного городка, пропитанного навсегда ушедшей атмосферой тихого железнодорожного Подмосковья.

Выражаем огромную благодарность Вадиму Миронову и железному дорожнику за предоставленные материалы из личных фотоархивов! Представленные в альбоме фотографии Вадима Миронова (цветные) сделаны ориентировочно зимой 1986-87 годов, Станислава Гордеева – весной 1985 г., Олега Косянина – осенью 1987 г., железного дорожника – зимой 1987-88 годов.

Фотоальбом ПМС

Если Вы можете уточнить или дополнить информацию, приведенную на этой странице, или предоставить для размещения архивные фотографии, свяжитесь, пожалуйста, с авторами проекта через раздел "Контакты".

 


Copyright © 2003-2006 Проект "Московские «Железки»", All Rights Reserved
(+7 (495) 742-5341 ext. 179-9791 *
Hosted by uCoz