|
Ветка Бадаевского пивзавода (набережная Тараса
Шевченко)
(Сразу к фотографиям)
Карта ветки
Описание
линии и ее история.
Данная ветка когда-то представляла
собой неотъемлемую часть «малой железнодорожной Москвы». Подъездной путь Бадаевской пивоварни существовал
с 1914 г., однако ранее он проходил по более оптимальной трассе,
практически по прямой от Брянского (ныне Киевского) вокзала, через улицы Можайский и Дорогомиловский вал, с
пересечением Дорогомиловской заставы. Разумеется, Кутузовского проспекта и набережной Тараса
Шевченко в те времена ещё не было, да и место это
являлось полноценной окраиной города.
В 1935 году в связи с реконструкцией квартала и
началом строительства памятных «сталинских» домов старая ветка была
разобрана, а вместо неё построена другая, которая прошла по самому краю
набережной. Примерно в те же времена Брянский вокзал получил название
в честь столицы Украины, и видимо чтобы поддержать тему, набережной
присвоили имя украинского поэта. Новый подъездной путь прошел по
самому краю обширных Русского и Еврейского кладбищ, которые затем
были снесены, а их территории – застроены. Очевидно, выбор
трассы для этого пути был дальновидным. Даже с учётом бурного развития
прилегающего квартала территория у самой воды оставалась бы невостребованной, к тому
же там разместилась прилегавшая к ветке защитная зеленая полоса. Таким образом, авторы проекта
одновременно подумали и об экономической целесообразности, и о технике,
и об эстетике, и об экологии, чему было бы неплохо поучиться
нынешним сильным мира сего.
Примыкание подъездного пути Бадаевского пивзавода
было организовано к пути, соединявшему Киевское и Белорусское направления
Московской железной дороги через станцию Кутузово Малого кольца – так называемой Брянской (Александровской)
соединительной ветви (до 1920 г. Белорусское направление носило название
Александровского). Эта ветвь замечательна тем, что для неё был
выстроен отдельный мост весьма затейливой архитектуры через Москва-реку, а также тем,
что в 1980-е годы она была не только не разобрана, но
даже электрифицирована. Такой чести удостаивалось крайне малое количество второстепенных железнодорожных веток. Правда, зачем
понадобилась электрификация, не совсем понятно, с учётом того, что
по этой ветке в основном передавались между вокзалами почтово-багажные вагоны при
помощи тепловозов типа ЧМЭ3.
После постройки подъездного пути
на набережной он был подключен к обслуживанию ещё одного
предприятия: карандашной фабрики «товарища американского миллионера» Арманда Хаммера «им. Сакко и
Ванцетти». Карандаши с этими занятными именами знакомы, наверно, каждому бывшему советскому
школьнику. Несмотря на то, что фабрика пишущих принадлежностей с таким же названием есть
на этом месте и по сей день, карандашное производство
в 1970-х годах было переведено в Кунцево, после чего железнодорожный подвоз
стал для предприятия неактуален.
В течение всего времени существования этого подъездного пути он служил для подачи
сырья (солода?) на пивзавод, которое подвозилось в крупных хопперах-зерновозах.
Вероятно, по железной дороге могло поступать и другое сырьё, а также
вывозиться часть готовой продукции завода.
В 1988 году буквально на самой железнодорожной
ветке был снят художественный фильм «Шут» с Игорем Костолевским в одной
из главных ролей. Трудно однозначно определить, о чём хотели поведать миру
автор сценария с режиссёром. Этот фильм является одним из
немногих представителей того «задумчивого» кино, которое существовало очень небольшой
отрезок времени: сразу после отмирания победоносного соцреализма и перед засильем бандитско-проститутской
«чернухи». Здесь уже нет «светлых идеалов» и «советской школы», но нет
и иной политики. Сюжет не ставит своей целью внушить зрителю набор готовых идей,
а скорее заставляет задуматься о многом. Впрочем, его тематика
выходит за рамки нашего проекта, поэтому оставим анализ художественных достоинств и
недостатков этой картины другим.
Фильм «Шут» с нашей точки зрения уникален тем, что
в буквальном смысле увековечил подъездной путь на набережной Тараса
Шевченко. Неизвестно, присутствовало ли упоминание о железной дороге в книге,
по которой был снят «Шут», или это было инициативой
режиссёра, но железная дорога играет в картине одну из ключевых
ролей. Большинство школьников, учившихся рядом с такой дорогой местного значения, поймут
и оценят: лучшего места для проведения внешкольного досуга не может быть.
По рельсам ходили в школу и домой, здесь же прогуливали уроки, устраивали неформальные
собрания и разборки. Именно так и показана в фильме
интересующая нас ветка – одна из многих на тот момент только
в черте города Москвы.
На момент съёмок
фильма ветка полноценно функционировала. Кинокадры запечатлели работу заводского маневрового тепловозика ТГМ23Б-2543,
бодро таскавшего по путям на деревянных шпалах хоппер с надписью «Зерно» и какую-то
цистерну. При желании можно также заметить, что рельсы на
ветке хорошо накатаны. Но это был один из последних годов сравнительного
благополучия промышленности и транспорта...
Когда в 1990-е годы возник вопрос о строительстве
третьего транспортного кольца (ТТК), его трассу старались проложить так,
чтобы максимально избежать сноса различных капитальных зданий. Вследствие этого для ТТК
идеально подошли территории, занимаемые различными железнодорожными ветками и их
полосами отчуждения. С лёгкой руки было принято решение о
ликвидации не только подъездного пути Бадаевского пивзавода, но и всей Брянской
ветви, со всеми выстроенными на её трассе капитальными мостами. «Уговорить» руководство
железной дороги, по-видимому, оказалось проще, чем судиться с десятками домовладельцев или раскошеливаться на
строительство подземных тоннелей. Оно и правильно: свободная дорога для
пары «крутых» джипов в наши времена куда ценнее свободного железнодорожного пути
для сотен честных людей.
Так или иначе, но в 1997-98 годах
деятельность подъездного пути на набережной была прекращена, а в 1998 году
разобран и мост Брянской соединительной ветви (также показанный в фильме «Шут»).
Чуть ранее была демонтирована уже никому не нужная электрификация. В точности на месте
старого моста был выстроен мост ТТК, причем при его
строительстве было решено использовать правобережную опору от железнодорожного предшественника – она
выдержала экспертизу на прочность.
Примерно в те же годы на противоположном берегу
было развернуто строительство одного из первых московских утопических мегапроектов
– «Москвы-Сити». Этот оказавшийся впоследствии никому не нужным, вдобавок лишённый достаточного
количества транспорта местный мини-Нью-Йорк до сих пор недостроен и ищет своих
потенциальных арендаторов. Позднее «сити» перешагнуло Москва-реку и «застолбилось» на самой набережной в виде
«башни-2000», достроенной к началу 2001 г. Башня разместилась аккурат
поперек трассы бывшей железной дороги, невдалеке от школы №711, в которой
происходили съемки фильма «Шут».
Тем не менее, шпалы и рельсы старой ветки местами
ещё дают о себе знать, причём до лета 2005 г. рядом с бывшим въездом на
завод находился целый кусок нетронутого полотна на бетонных шпалах. Ещё
более занятен тот факт, что с 1990-х годов на территорию завода был
зачем-то загнан отреставрированный паровоз марки Су, который находится там и
сейчас (без какой-либо возможности его
вывоза)! Как говорится, только широкая русская душа может забыть за отрезанными воротами
целый паровоз, на восстановление которого были затрачены чьи-то немалые силы и
средства. По некоторым данным, этот паровоз в лучшие годы использовался пивзаводом в рекламных
целях, а в настоящее время имеет полуофициальный статус памятника.
Правда, что с ним будут делать в свете грядущего вывода промпредприятий
из этого квартала, непонятно.
Мы решили собрать все материалы, имеющиеся по
данной теме, в один фотоальбом. И хотя он не является походом в полном
смысле этого слова, мы оформили его в уже привычном для нашего проекта
стиле. Основой для альбома мы сделали кадры из фильма «Шут», а также
фотографии, любезно предоставленные нам Alevaresan'ом. Вводная информация на этой странице
подготовлена по данным участников нашего форума Demian'а и железного
дорожника. Огромное спасибо!
Фотоальбом ветки
Если Вы можете уточнить или дополнить информацию об истории ветки,
приведенную на этой странице, или можете предоставить для размещения
её фотографии, свяжитесь, пожалуйста, с авторами проекта
через раздел "Контакты".
|