Ветка Бадаевского пивзавода
(набережная Тараса Шевченко)

(Сразу к фотографиям)

Карта ветки

Нажмите, чтобы увеличить (631 кБ)

Описание линии и ее история. Данная ветка когда-то представляла собой неотъемлемую часть «малой железнодорожной Москвы». Подъездной путь Бадаевской пивоварни существовал с 1914 г., однако ранее он проходил по более оптимальной трассе, практически по прямой от Брянского (ныне Киевского) вокзала, через улицы Можайский и Дорогомиловский вал, с пересечением Дорогомиловской заставы. Разумеется, Кутузовского проспекта и набережной Тараса Шевченко в те времена ещё не было, да и место это являлось полноценной окраиной города.

В 1935 году в связи с реконструкцией квартала и началом строительства памятных «сталинских» домов старая ветка была разобрана, а вместо неё построена другая, которая прошла по самому краю набережной. Примерно в те же времена Брянский вокзал получил название в честь столицы Украины, и видимо чтобы поддержать тему, набережной присвоили имя украинского поэта. Новый подъездной путь прошел по самому краю обширных Русского и Еврейского кладбищ, которые затем были снесены, а их территории – застроены. Очевидно, выбор трассы для этого пути был дальновидным. Даже с учётом бурного развития прилегающего квартала территория у самой воды оставалась бы невостребованной, к тому же там разместилась прилегавшая к ветке защитная зеленая полоса. Таким образом, авторы проекта одновременно подумали и об экономической целесообразности, и о технике, и об эстетике, и об экологии, чему было бы неплохо поучиться нынешним сильным мира сего.

Примыкание подъездного пути Бадаевского пивзавода было организовано к пути, соединявшему Киевское и Белорусское направления Московской железной дороги через станцию Кутузово Малого кольца – так называемой Брянской (Александровской) соединительной ветви (до 1920 г. Белорусское направление носило название Александровского). Эта ветвь замечательна тем, что для неё был выстроен отдельный мост весьма затейливой архитектуры через Москва-реку, а также тем, что в 1980-е годы она была не только не разобрана, но даже электрифицирована. Такой чести удостаивалось крайне малое количество второстепенных железнодорожных веток. Правда, зачем понадобилась электрификация, не совсем понятно, с учётом того, что по этой ветке в основном передавались между вокзалами почтово-багажные вагоны при помощи тепловозов типа ЧМЭ3.

После постройки подъездного пути на набережной он был подключен к обслуживанию ещё одного предприятия: карандашной фабрики «товарища американского миллионера» Арманда Хаммера «им. Сакко и Ванцетти». Карандаши с этими занятными именами знакомы, наверно, каждому бывшему советскому школьнику. Несмотря на то, что фабрика пишущих принадлежностей с таким же названием есть на этом месте и по сей день, карандашное производство в 1970-х годах было переведено в Кунцево, после чего железнодорожный подвоз стал для предприятия неактуален.

В течение всего времени существования этого подъездного пути он служил для подачи сырья (солода?) на пивзавод, которое подвозилось в крупных хопперах-зерновозах. Вероятно, по железной дороге могло поступать и другое сырьё, а также вывозиться часть готовой продукции завода.

В 1988 году буквально на самой железнодорожной ветке был снят художественный фильм «Шут» с Игорем Костолевским в одной из главных ролей. Трудно однозначно определить, о чём хотели поведать миру автор сценария с режиссёром. Этот фильм является одним из немногих представителей того «задумчивого» кино, которое существовало очень небольшой отрезок времени: сразу после отмирания победоносного соцреализма и перед засильем бандитско-проститутской «чернухи». Здесь уже нет «светлых идеалов» и «советской школы», но нет и иной политики. Сюжет не ставит своей целью внушить зрителю набор готовых идей, а скорее заставляет задуматься о многом. Впрочем, его тематика выходит за рамки нашего проекта, поэтому оставим анализ художественных достоинств и недостатков этой картины другим.

Фильм «Шут» с нашей точки зрения уникален тем, что в буквальном смысле увековечил подъездной путь на набережной Тараса Шевченко. Неизвестно, присутствовало ли упоминание о железной дороге в книге, по которой был снят «Шут», или это было инициативой режиссёра, но железная дорога играет в картине одну из ключевых ролей. Большинство школьников, учившихся рядом с такой дорогой местного значения, поймут и оценят: лучшего места для проведения внешкольного досуга не может быть. По рельсам ходили в школу и домой, здесь же прогуливали уроки, устраивали неформальные собрания и разборки. Именно так и показана в фильме интересующая нас ветка – одна из многих на тот момент только в черте города Москвы.

На момент съёмок фильма ветка полноценно функционировала. Кинокадры запечатлели работу заводского маневрового тепловозика ТГМ23Б-2543, бодро таскавшего по путям на деревянных шпалах хоппер с надписью «Зерно» и какую-то цистерну. При желании можно также заметить, что рельсы на ветке хорошо накатаны. Но это был один из последних годов сравнительного благополучия промышленности и транспорта...

Когда в 1990-е годы возник вопрос о строительстве третьего транспортного кольца (ТТК), его трассу старались проложить так, чтобы максимально избежать сноса различных капитальных зданий. Вследствие этого для ТТК идеально подошли территории, занимаемые различными железнодорожными ветками и их полосами отчуждения. С лёгкой руки было принято решение о ликвидации не только подъездного пути Бадаевского пивзавода, но и всей Брянской ветви, со всеми выстроенными на её трассе капитальными мостами. «Уговорить» руководство железной дороги, по-видимому, оказалось проще, чем судиться с десятками домовладельцев или раскошеливаться на строительство подземных тоннелей. Оно и правильно: свободная дорога для пары «крутых» джипов в наши времена куда ценнее свободного железнодорожного пути для сотен честных людей.

Так или иначе, но в 1997-98 годах деятельность подъездного пути на набережной была прекращена, а в 1998 году разобран и мост Брянской соединительной ветви (также показанный в фильме «Шут»). Чуть ранее была демонтирована уже никому не нужная электрификация. В точности на месте старого моста был выстроен мост ТТК, причем при его строительстве было решено использовать правобережную опору от железнодорожного предшественника – она выдержала экспертизу на прочность.

Примерно в те же годы на противоположном берегу было развернуто строительство одного из первых московских утопических мегапроектов – «Москвы-Сити». Этот оказавшийся впоследствии никому не нужным, вдобавок лишённый достаточного количества транспорта местный мини-Нью-Йорк до сих пор недостроен и ищет своих потенциальных арендаторов. Позднее «сити» перешагнуло Москва-реку и «застолбилось» на самой набережной в виде «башни-2000», достроенной к началу 2001 г. Башня разместилась аккурат поперек трассы бывшей железной дороги, невдалеке от школы №711, в которой происходили съемки фильма «Шут».

Тем не менее, шпалы и рельсы старой ветки местами ещё дают о себе знать, причём до лета 2005 г. рядом с бывшим въездом на завод находился целый кусок нетронутого полотна на бетонных шпалах. Ещё более занятен тот факт, что с 1990-х годов на территорию завода был зачем-то загнан отреставрированный паровоз марки Су, который находится там и сейчас (без какой-либо возможности его вывоза)! Как говорится, только широкая русская душа может забыть за отрезанными воротами целый паровоз, на восстановление которого были затрачены чьи-то немалые силы и средства. По некоторым данным, этот паровоз в лучшие годы использовался пивзаводом в рекламных целях, а в настоящее время имеет полуофициальный статус памятника. Правда, что с ним будут делать в свете грядущего вывода промпредприятий из этого квартала, непонятно.

Мы решили собрать все материалы, имеющиеся по данной теме, в один фотоальбом. И хотя он не является походом в полном смысле этого слова, мы оформили его в уже привычном для нашего проекта стиле. Основой для альбома мы сделали кадры из фильма «Шут», а также фотографии, любезно предоставленные нам Alevaresan'ом. Вводная информация на этой странице подготовлена по данным участников нашего форума Demian'а и железного дорожника. Огромное спасибо!

Фотоальбом ветки

Если Вы можете уточнить или дополнить информацию об истории ветки, приведенную на этой странице, или можете предоставить для размещения её фотографии, свяжитесь, пожалуйста, с авторами проекта через раздел "Контакты".

 


Copyright © 2003-2006 Проект "Московские «Железки»", All Rights Reserved
(+7 (495) 742-5341 ext. 179-9791 *
Hosted by uCoz