|
Наша коллекция: художественные фильмы
железнодорожной тематики*
<<
Начало
Картина 6. Прорыв (Ленфильм,
1986).
Отечественный фильм-катастрофа, снятый
по мотивам известных событий при строительстве ленинградского метро.
При строительстве перегона близ воображаемой станции "Петровская" метростроевцы "врубаются" в
русло подземной реки – плывуна. Вполне естественно, что начинается
целая серия катастрофических событий, начиная с затопления тоннеля и заканчивая
масштабным проседанием грунта, разрушением зданий и прочими неприятностями на поверхности. При съемках не
поскупились на спецэффекты, которые выглядят довольно натурально. Особенно отметим сцену масштабного
проезда по ночному Ленинграду машин скорой помощи –
вероятно, для ее съемок пришлось мобилизовать практически все ресурсы
службы "03".
Важный акцент в
фильме сделан на правильности и своевременности решений коммунистического
начальства, благодаря которым затопление действующей линии метро было
остановлено, отрезанные в тоннеле люди спасены, а жители разрушенных домов
заблаговременно эвакуированы. Остается надеяться, что именно так все и
происходило при реальных событиях на перегоне "Лесная – пл. Мужества"
(хотя якобы побежденный плывун вновь дал о себе знать в середине 1990-х и
данный перегон опять надолго был закрыт)... На мысли об истинной цели
выпуска данной ленты наводит и особо подчеркнутая "правильность
первоначального проекта тоннеля" (как известно, в реальности он был
признан ошибочным).
Продолжительность фильма 1 ч.
32 мин.
Картина 7. 34-й скорый (Мосфильм, 1981).
Фильм, по праву претендующий на звание первого советского фильма-катастрофы.
Строго по киношным меркам сюжет, наверно, и не интересный:
простые советские люди в составе группы артистов цирка,
разводящейся парочки, курсантов пожарного училища, спекулянта-барыги и "свободного
художника" – шабашника – садятся в вагон некого поезда "Москва-Элекманар",
отбывающего с Киевского (?) вокзала. И едут на этом поезде. Дальнейшие
события развиваются в полном соответствии с жанром "соцреализма"
(дело которого ныне любят продолжать в Голливуде :) : различная "бытовуха" между пассажирами,
часть которых едет зайцем, проводницей, которая их по доброте
душевной пустила в вагон, и даже начальником
поезда. Любопытный момент, дающий представление о порядке вещей в
те времена: самый яркий отрицательный герой – разумеется, спекулянт,
который посмел купить целое четырехместное купе для себя одного,
да еще и отказался бесплатно пустить туда "зайцев" (которых навязывала
ему добренькая проводница).
А самый колоритный
герой – удалой молодец-шабашник, который перед тем, как
сойти с поезда, опрокидывает чарку "на ход ноги" и случайно устраивает пожар. А
чтобы дорога была веселее, прихватывает с собой прямо с
подножки вагона симпатягу-проводницу. Поезд с покинутым горящим
вагоном, разумеется, тем временем уходит. Вот, собственно, и все.
Остальная часть фильма посвящена всему ужасу пожара и его
героическому тушению, при котором пострадала целая куча народа (а
один из артистов – клоун [его играет Лев Дуров] –
и вовсе ослеп).
С железнодорожной точки зрения фильм интересен колоритом
поездки на советском поезде дальнего следования. Обильно показаны
интерьеры купейного, плацкартного и багажного вагонов, вагона-ресторана и
кабины тепловоза (все тот же ТЭ-3, надо думать...), ночные железнодорожные
пейзажи. Наверно, впервые в совке прибегли чисто к голливудскому трюку, а
именно использовали несуществующие названия станций (чтобы никого не
обидеть? :) – Элекманар, Шмаковка (или такие все же есть??). Не обошлось и
без "ляпов", например, имеют место некоторые подтасовки вагонов для
сжигания и многочисленные логические нестыковки железнодорожной части
сюжета. Не совсем понятно, чем вызвана такая острая необходимость
бросаться под колеса и останавливать своим телом вагон, сравнительно
медленно катящийся в сторону ожидающего его тепловоза. Впрочем, выглядит
это эффектно, причем эта сцена (бессмысленного) героизма – одна из
ключевых в фильме.
Продолжительность фильма 1 ч.
18 мин.
Картина 8. Поезд.
Хотя
автор представленной Вашему вниманию коллекции и не является любителем фильмов "про
войну" в любых вариациях, данный фильм все же было
решено включить в нашу тематическую подборку. В отличие от
остальных картин, его название просто и лаконично: "Поезд", без
каких-либо сопровождающих прилагательных и эпитетов. По сюжету этот французский фильм
соответствует классике жанра: действие происходит в конце Второй мировой войны
в еще оккупированной Франции. Циничные и практичные немецкие
фашисты, покидая страну, решают прихватить с собой коллекцию картин великих
мировых и французских художников, хранившуюся до этого в одном из
местных музеев.Еще в первых кадрах фильма эти картины пакуются в
большие "военные" ящики с надписями "Гоген", "Манэ", "Пикассо" и т.п.
Затем ящики помещаются в поезд, который должен отбыть
в Германию. Разумеется, тут же находится группа местных повстанцев, желающих этому
помешать...
В фильме
обильно показан французский подвижной состав военного времени, можно в
подробностях увидеть несколько станций и депо, показана работа ручного
поста централизации стрелок. В одном из кадров мелькают светофоры, по
форме похожие на советские того же времени. "Украшают" сюжет сцены
бомбардировок станций и крушений паровозов, устроенных партизанами (момент
съемок фильма явно совпал с годом списания огромного количества устаревших
паровозов на французских железных дорогах). Как и в большинстве "победных"
фильмов про войну, ход событий несколько приукрашен. Например, для того,
чтобы не выпустить заветный поезд из Франции, железнодорожники на всех
промежуточных станциях сговорились и поменяли названия станций на
немецкие, чтобы глупые немцы были уверены, что едут уже по Германии
:).
Продолжительность фильма 2 ч.
06 мин.
Картина 9. Остановился поезд (Мосфильм, 1982).
Этот фильм представляет собой классическую советскую
производственную драму. Из-за халатности, допущенной стрелочником, несколько стоявших на
станции платформ начали самопроизвольное движение и попали на перегон, где
столкнулись «в лоб» с пассажирским поездом. Машинист поезда погиб,
а помощник ухитрился вовремя выпрыгнуть из кабины. По удивительному стечению
обстоятельств, именно в этом остановившемся среди ночи поезде ехал московский
следователь (его играет О. Борисов). Естественно, он сразу
останавливается в местной гостинице и приступает к расследованию причин аварии.
Основная часть фильма посвящена душеспасительным беседам следователя с жителями города,
в которых выясняется всеобщее нежелание выяснять истинные причины случившегося, а
заодно и то, что этих причин гораздо больше, чем могло
показаться на первый взгляд... Нить расследования приводит главного
героя в локомотивное депо, к которому был приписан разбитый в аварии
электровоз.
С железнодорожной точки зрения фильм
интересен присутствующей в нем в полном объеме атмосферой железных дорог
конца 1970-х – начала 1980-х годов. Несмотря на то, что
сама железная дорога присутствует в кадре довольно мало, при желании
довольно хорошо можно разглядеть локомотивное депо с действующим поворотным кругом,
на котором поворачивали электровозы. Многочисленные «кабинетные» беседы с
железнодорожниками приоткрывают занавес над производственной «кухней», которая оказалась неспособной предотвратить серьезную
аварию.
Продолжительность фильма 1 ч. 30 мин.
Картина 10. Магистраль (Ленфильм, 1982).
На момент выхода фильма
«Магистраль» жанр «фильма-катастрофы» еще не был освоен отечественными кинематографистами, поэтому
сюжет был оформлен в привычную советскому человеку «производственную драму». Видимо,
считалось, что фильм будет гораздо полезнее обществу, если безжалостно заклеймит
присутствующие в тех или иных областях жизни недостатки
(и неважно, что при этом сильно страдает так называемый кассовый успех
:).
Действие фильма происходит в диспетчерской комнате
крупного выдуманного железнодорожного узла – Красногорской железной дороги
(на деле фильм снимался в Красноярске, о чем свидетельствуют обозначения
на подвижном составе). На смену заступает диспетчер Бойчук (В.
Гостюхин) – классический советский человек, зажатый с одной стороны
собственной ответственностью в работе, с другой стороны –
стервозно-меркантильной женой, а с третьей стороны – игнорирующим его
просьбы о выделении квартиры начальником. Во время своей смены Бойчук
пытается решать все проблемы (и производственные, и личные) одновременно.
Железная дорога тем временем перегружена и, как и положено при советской
власти, катастрофически недотягивает до плана. В
результате Бойчук делает роковую ошибку, из-за которой происходит столкновение пассажирского
и грузового поездов, причем молоденький помощник машиниста пассажирского поезда погибает.
Фильм завершает сцена традиционного коверного разбирательства, где в комитете партии
сурово прорабатывают начальника дороги Уржумова (его играет К. Лавров) и
указывают ему на многочисленные недоработки (по традиции предлагая
устранять их исключительно за счет собственного трудового энтузиазма, т.е. без государственных
денег).
Продолжительность фильма 1 ч. 28 мин.
Продолжение
следует
* Просим Вас отнестись с пониманием к тому факту,
что в силу соблюдения авторских прав мы не распространяем копии этих
фильмов на каких-либо носителях или через интернет. Если Вы хотите
приобрести какую-либо из представленных в обзоре картин, предлагаем
воспользоваться услугами одного из интернет-магазинов
киновидеопродукции.
|