Наша коллекция: художественные фильмы железнодорожной тематики*

<< Начало


Картина 6. Прорыв (Ленфильм, 1986).

Отечественный фильм-катастрофа, снятый по мотивам известных событий при строительстве ленинградского метро. При строительстве перегона близ воображаемой станции "Петровская" метростроевцы "врубаются" в русло подземной реки – плывуна. Вполне естественно, что начинается целая серия катастрофических событий, начиная с затопления тоннеля и заканчивая масштабным проседанием грунта, разрушением зданий и прочими неприятностями на поверхности. При съемках не поскупились на спецэффекты, которые выглядят довольно натурально. Особенно отметим сцену масштабного проезда по ночному Ленинграду машин скорой помощи – вероятно, для ее съемок пришлось мобилизовать практически все ресурсы службы "03".

Важный акцент в фильме сделан на правильности и своевременности решений коммунистического начальства, благодаря которым затопление действующей линии метро было остановлено, отрезанные в тоннеле люди спасены, а жители разрушенных домов заблаговременно эвакуированы. Остается надеяться, что именно так все и происходило при реальных событиях на перегоне "Лесная – пл. Мужества" (хотя якобы побежденный плывун вновь дал о себе знать в середине 1990-х и данный перегон опять надолго был закрыт)... На мысли об истинной цели выпуска данной ленты наводит и особо подчеркнутая "правильность первоначального проекта тоннеля" (как известно, в реальности он был признан ошибочным).

Продолжительность фильма 1 ч. 32 мин.


Картина 7. 34-й скорый (Мосфильм, 1981).

Фильм, по праву претендующий на звание первого советского фильма-катастрофы. Строго по киношным меркам сюжет, наверно, и не интересный: простые советские люди в составе группы артистов цирка, разводящейся парочки, курсантов пожарного училища, спекулянта-барыги и "свободного художника" – шабашника – садятся в вагон некого поезда "Москва-Элекманар", отбывающего с Киевского (?) вокзала. И едут на этом поезде. Дальнейшие события развиваются в полном соответствии с жанром "соцреализма" (дело которого ныне любят продолжать в Голливуде :) : различная "бытовуха" между пассажирами, часть которых едет зайцем, проводницей, которая их по доброте душевной пустила в вагон, и даже начальником поезда. Любопытный момент, дающий представление о порядке вещей в те времена: самый яркий отрицательный герой – разумеется, спекулянт, который посмел купить целое четырехместное купе для себя одного, да еще и отказался бесплатно пустить туда "зайцев" (которых навязывала ему добренькая проводница).

А самый колоритный герой – удалой молодец-шабашник, который перед тем, как сойти с поезда, опрокидывает чарку "на ход ноги" и случайно устраивает пожар. А чтобы дорога была веселее, прихватывает с собой прямо с подножки вагона симпатягу-проводницу. Поезд с покинутым горящим вагоном, разумеется, тем временем уходит. Вот, собственно, и все. Остальная часть фильма посвящена всему ужасу пожара и его героическому тушению, при котором пострадала целая куча народа (а один из артистов – клоун [его играет Лев Дуров] – и вовсе ослеп).

С железнодорожной точки зрения фильм интересен колоритом поездки на советском поезде дальнего следования. Обильно показаны интерьеры купейного, плацкартного и багажного вагонов, вагона-ресторана и кабины тепловоза (все тот же ТЭ-3, надо думать...), ночные железнодорожные пейзажи. Наверно, впервые в совке прибегли чисто к голливудскому трюку, а именно использовали несуществующие названия станций (чтобы никого не обидеть? :) – Элекманар, Шмаковка (или такие все же есть??). Не обошлось и без "ляпов", например, имеют место некоторые подтасовки вагонов для сжигания и многочисленные логические нестыковки железнодорожной части сюжета. Не совсем понятно, чем вызвана такая острая необходимость бросаться под колеса и останавливать своим телом вагон, сравнительно медленно катящийся в сторону ожидающего его тепловоза. Впрочем, выглядит это эффектно, причем эта сцена (бессмысленного) героизма – одна из ключевых в фильме.

Продолжительность фильма 1 ч. 18 мин.


Картина 8. Поезд.

Хотя автор представленной Вашему вниманию коллекции и не является любителем фильмов "про войну" в любых вариациях, данный фильм все же было решено включить в нашу тематическую подборку. В отличие от остальных картин, его название просто и лаконично: "Поезд", без каких-либо сопровождающих прилагательных и эпитетов. По сюжету этот французский фильм соответствует классике жанра: действие происходит в конце Второй мировой войны в еще оккупированной Франции. Циничные и практичные немецкие фашисты, покидая страну, решают прихватить с собой коллекцию картин великих мировых и французских художников, хранившуюся до этого в одном из местных музеев.Еще в первых кадрах фильма эти картины пакуются в большие "военные" ящики с надписями "Гоген", "Манэ", "Пикассо" и т.п. Затем ящики помещаются в поезд, который должен отбыть в Германию. Разумеется, тут же находится группа местных повстанцев, желающих этому помешать...

В фильме обильно показан французский подвижной состав военного времени, можно в подробностях увидеть несколько станций и депо, показана работа ручного поста централизации стрелок. В одном из кадров мелькают светофоры, по форме похожие на советские того же времени. "Украшают" сюжет сцены бомбардировок станций и крушений паровозов, устроенных партизанами (момент съемок фильма явно совпал с годом списания огромного количества устаревших паровозов на французских железных дорогах). Как и в большинстве "победных" фильмов про войну, ход событий несколько приукрашен. Например, для того, чтобы не выпустить заветный поезд из Франции, железнодорожники на всех промежуточных станциях сговорились и поменяли названия станций на немецкие, чтобы глупые немцы были уверены, что едут уже по Германии :).

Продолжительность фильма 2 ч. 06 мин.


Картина 9. Остановился поезд (Мосфильм, 1982).

Этот фильм представляет собой классическую советскую производственную драму. Из-за халатности, допущенной стрелочником, несколько стоявших на станции платформ начали самопроизвольное движение и попали на перегон, где столкнулись «в лоб» с пассажирским поездом. Машинист поезда погиб, а помощник ухитрился вовремя выпрыгнуть из кабины. По удивительному стечению обстоятельств, именно в этом остановившемся среди ночи поезде ехал московский следователь (его играет О. Борисов). Естественно, он сразу останавливается в местной гостинице и приступает к расследованию причин аварии. Основная часть фильма посвящена душеспасительным беседам следователя с жителями города, в которых выясняется всеобщее нежелание выяснять истинные причины случившегося, а заодно и то, что этих причин гораздо больше, чем могло показаться на первый взгляд... Нить расследования приводит главного героя в локомотивное депо, к которому был приписан разбитый в аварии электровоз.

С железнодорожной точки зрения фильм интересен присутствующей в нем в полном объеме атмосферой железных дорог конца 1970-х – начала 1980-х годов. Несмотря на то, что сама железная дорога присутствует в кадре довольно мало, при желании довольно хорошо можно разглядеть локомотивное депо с действующим поворотным кругом, на котором поворачивали электровозы. Многочисленные «кабинетные» беседы с железнодорожниками приоткрывают занавес над производственной «кухней», которая оказалась неспособной предотвратить серьезную аварию.

Продолжительность фильма 1 ч. 30 мин.


Картина 10. Магистраль (Ленфильм, 1982).

На момент выхода фильма «Магистраль» жанр «фильма-катастрофы» еще не был освоен отечественными кинематографистами, поэтому сюжет был оформлен в привычную советскому человеку «производственную драму». Видимо, считалось, что фильм будет гораздо полезнее обществу, если безжалостно заклеймит присутствующие в тех или иных областях жизни недостатки (и неважно, что при этом сильно страдает так называемый кассовый успех :).

Действие фильма происходит в диспетчерской комнате крупного выдуманного железнодорожного узла – Красногорской железной дороги (на деле фильм снимался в Красноярске, о чем свидетельствуют обозначения на подвижном составе). На смену заступает диспетчер Бойчук (В. Гостюхин) – классический советский человек, зажатый с одной стороны собственной ответственностью в работе, с другой стороны – стервозно-меркантильной женой, а с третьей стороны – игнорирующим его просьбы о выделении квартиры начальником. Во время своей смены Бойчук пытается решать все проблемы (и производственные, и личные) одновременно. Железная дорога тем временем перегружена и, как и положено при советской власти, катастрофически недотягивает до плана. В результате Бойчук делает роковую ошибку, из-за которой происходит столкновение пассажирского и грузового поездов, причем молоденький помощник машиниста пассажирского поезда погибает. Фильм завершает сцена традиционного коверного разбирательства, где в комитете партии сурово прорабатывают начальника дороги Уржумова (его играет К. Лавров) и указывают ему на многочисленные недоработки (по традиции предлагая устранять их исключительно за счет собственного трудового энтузиазма, т.е. без государственных денег).

Продолжительность фильма 1 ч. 28 мин.


Продолжение следует


* Просим Вас отнестись с пониманием к тому факту, что в силу соблюдения авторских прав мы не распространяем копии этих фильмов на каких-либо носителях или через интернет. Если Вы хотите приобрести какую-либо из представленных в обзоре картин, предлагаем воспользоваться услугами одного из интернет-магазинов киновидеопродукции.

 


Copyright © 2003-2006 Проект "Московские «Железки»", All Rights Reserved
(+7 (495) 742-5341 ext. 179-9791 *
Hosted by uCoz