|
Поход №1 (25.05.2003) Кузьминский подъездной
путь
(Сразу к фотографиям)
Карта ветки
Предыстория. Выбор данной ветки в качестве
объекта нашего первого фотопохода неслучаен. Во-первых, это один из
немногих подъездных железнодорожных путей, не только уцелевших в полном
объеме со времен СССР, но и использующихся (практически так же интенсивно)
по сей день. Во-вторых, пути здесь проходят по достаточно красивым местам
и при этом не прерываются заборами и воротами. Ну и в-третьих, именно в
окрестностях этой железной дороги проходило бурное детство SunCheek'а и
его друзей, что и поставило окончательную точку в выборе самого первого
маршрута проекта "Московские «Железки»".
К сожалению, на тот момент мы еще не обзавелись цифровыми
фотаппаратами, поэтому все фотографии этого похода – аналоговые. Из-за
этого нам пришлось мириться не только со сравнительно посредственным
качеством снимков, но и с необходимостью экономить кадры. Дело в том, что
перезарядки пленок при ярком свете дня очень хотелось избежать.
Хотя позже мы не раз вернемся в эти места, мы все же решили разместить
на сайте и этот аналоговый фотоальбом. Как мы увидим позднее, уже со
времени этого похода многое на ветке успело измениться.
Описание линии и немного ее истории. На
сегодняшний день Кузьминский подъездной путь представляет собой однопутное
ответвление от грузовой станции "Новопролетарская", обслуживающее
различные промышленные предприятия. В их числе достаточно известный
производитель светотехники завод "Сатурн" (бывший военный), крупный
тепличный комбинат, комбинаты металлических и железобетонных конструкций
(КЖБК) и целый ряд других малоизвестных предприятий, расположенных в
окрестной промзоне.
Ветка заканчивается тупиком, упирающимся в Зеленодольскую улицу
напротив д. 19. Тупик имеет мощное путевое развитие, используемое для
отстоя порожних либо охраняемых груженых составов. Подобная структура пути
объясняется тем, что до начала 1990-х годов в этом месте располагалось
некое подобие филиала станции "Новопролетарская" со своим станционным
зданием. Ориентировочно в 1991 году была проведена комплексная
реконструкция всего местного железнодорожного узла, в результате которой
тупиковая ветка приобрела статус подъездного пути, а активность станции
сосредоточилась во вновь построенном здании в Грайвороново. Одновременно
была предпринята значительная модернизация путевого хозяйства и
сигнализации. Например, если ранее (в 1980-х годах) на этой ветке был
единственный работающий светофор и единственная автоматическая стрелка, то
после реконструкции количества и того, и другого оборудования исчисляются
десятками. Практически все стрелки стали автоматическими, появилось также
множество карликовых и мачтовых (на бетонной опоре) маневровых светофоров
("квадратных", нового образца). Вдоль всей линии были установлены
проводные устройства станционной связи (хотя уже в 1980-х годах
станционный персонал активно использовал переносные радиостанции).
Реконструировано было и освещение тупика. Если раньше с этой задачей
едва справлялась единственная металлическая мачта с батареей старинных
прожекторов на лампах накаливания, то в начале 1990-х появилось еще две
железобетонные мачты освещения, а все прожектора стали металлогалогенными.
Справедливости ради надо сказать, что хозяева вспоминают об этой мощной
системе освещения нечасто, в результате чего сейчас лампы либо совсем не
включают, либо они оказываются наполовину перегоревшими. В 1980-е годы
старая металлическая мачта с лестницей внутри была постоянным объектом для
исследований местной детворы (говорили даже, что кто-то оттуда падал со
смертельным исходом...), а под уютными деревцами в ее окрестностях любили
расположиться местные забулдыги. Дело в том, что прямо около тупика (где и
установлена мачта) в давние времена находилось известное в районе
заведение под названием "пивной бар". По нынешним меркам назвать это
помещение баром мы бы не рискнули, скорее это было одно из немногих мест,
где можно было недорого и вдоволь купить алкоголя. "Пивной бар" был закрыт
еще в конце 1980-х годов, а затем (в 1995 г.) "переквалифицирован" во
вполне приличный продуктовый магазин. На момент нашего первого похода он
уже был закрыт, а сейчас этого одноэтажного кирпичного здания и вовсе не
существует.
С незапамятных времен ветка обслуживается маневровыми тепловозами ЧМЭ3.
Крупные местные предприятия, имеющие на своей территории мощные путевые
развития, имеют собственный парк тепловозов (предположительно ТГМ4А),
некоторые из которых не имеют опознавательных знаков. Эти тепловозы также
практически не выезжают за пределы "родных" территорий, на которых судя по
всему для них созданы все необходимые условия содержания и обслуживания
(например, на одной из наших фотографий запечатлено мини-депо). Из
подвижного состава на рельсах тупика были замечены практически все виды
советских грузовых вагонов. Наиболее часто здесь попадаются пустые
цистерны из-под растительного масла (потребляемого Московским жировым
комбинатом в Текстильщиках, напрямую не связанным с этой веткой),
полувагоны и хопперы (очевидно, с сырьем для производства бетона). В
прежние годы тупик часто навещали четырехвагонные рефсекции с живущим в
них обслуживающим персоналом (в одной из таких SunCheek'у удалось побывать
по приглашению любезного персонала в ~1984 г.). Иногда во время летнего
сезона в самый конец тупика загоняли один-два крытых вагона, и разгружали
из них арбузы (а возможно, и другие фрукты/овощи), продававшиеся потом в
палатках по улицам района.
Вероятно, мы уже убедили Вас, что выбрали достаточно интересное место
для нашего первого похода в рамках проекта "Московские «Железки»", поэтому
после такого обширного вступления предлагаем перейти к нашему
фотоотчету.
Фотоальбом похода
|